суббота, 11 апреля 2009 г.

Бизнес-тренинг.

Пару недель назад собрали 12 руководителей нашей компании и предложили им (т.е. нам) пройти бизнес-тренинг, что-то из разряда "Эффективное руководство, мотивация и тра-ля-ля". Все согласились, сказали, что пойдут. Это явно свидетельствовало о желании научится чему-то новому и эффективнее, что ли, руководить.

Тренинг шел 2 дня, вчера начался, сегодня закончился. Один из руководителей сказался больным, так что нас пришло 11.

Тренинг начался, нас попросили высказать свои ожидания. Ожидания закрутились вокруг "Повышения эффективности собраний" (объяснялось это наличием "базара" на многих наших собраниях). Затем перешли к "Делегированию полномочий и мотивации сотрудников" и поступило несколько предположений о "Сплочении коллектива руководителей разных подразделений" и что-то было еще по мелочи.
Тут бы казалось бы тренеру и насторожится, или хоть коррекцию внести, ан нет. У нее была Программа.

В соответствии с Программой мы должны были заслушать первые несколько глав из книги "MBA за 21 день". Название книги не упоминалось, также не озвучивалось сопоставимость 200р. за книгу с ценой тренинга.

Программа должна была научить нас следующим необходимым вещам:

- повернуться лицом к клиенту и спросить его прямо "Что ты хочешь?";

- составить Миссию (это логическая тест-задачка на то, чтобы написать бла-бла-бла о целях фирмы и при этом ни-ни нельзя упоминать зарабатывание денег).
Был задан вопрос - какова миссия Микрософт? Ответ: пересадить всех людей планеты на свои операционки; ну, бум считать, что это есть пример миссии, а вот зачем время на это тратить - не ясно.

- готовится к собранию, делать презентации, не звать вахтеров и прочих лишний людей на собрание разработчиков системных компонентов, аминь;

- при постановке целей ставить их конкретно. Был подробно разобран пример "Покрасить забор". Тот факт, что при разработке софта не все так ясно вначале, как с забором оказался малозначащим для тренера, главное пример доступный и красочный;

- хвалить, ругать (извините, давать конструктивную обратную связь) и мотивировать своих сотрудников.. Это было бы даже полезно, если бы кроме теории, небезызвестной пирамиды Маслоу, много-умных-слов и блок-схемы разговора с сотрудником нам бы дали еще поТРЕНЕРОВАТЬСЯ, но не тут было - сказали слушать пересказ книги за 200р., надо слушать и переписывать в тетрадку;

- проводить собрания "правильно", иметь модератора собрания, слушать друг друга (!) и, внимание!, высказываться на собрании всем-по-очереди.
Мы очень хотели узнать каково это! Хотели попробовать провести собрание так. Выказывали непонимание того, как именно на практике остаться модератором - бесполезно, у тренера же была Программа.

Практика на тренинге заняла 3 часа от общего времени тренинга (от 16-ти часов).
Было подробно, на примерах, разобраано то, как НЕнадо вести собрания и как НЕнадо хвалить сотрудников.

На вопрос, что люди учатся на примерах и, что нам бы попробовать УСПЕШНО провести собрание мне было сказано, авторитетно, что учеба на успешном примере - это АДАПТАЦИЯ.
Смутившись тем, что АДАПТАЦИИ и прочих извращений, видимо, хотеть на тренинге прилюдно как-то неприлично, я смирилась с потерей 2-х дней и заснула с открытыми глазами, студенткой была, опыт есть. Потеря контакта с частью аудитории тренера тоже не смутила, Программа же!

Ради справедливости должна упомянуть, что поучится ругать сотрудников нашим 6-ти присутсвующим все-таки удалось. И то здорово.

Поскольку тренер в конце первого дня спросила, чего мы хотим дальше и услышав про "потренироваться собрания" и "практика" даже умудрилась что-то такое нам пообещать, то вышел еще один казус. Обещания осталась обещаниями и во второй день тренинга опять победила Программа. Так, что еще часть аудитории почувствовала себя обманутой.

На конструктивную и прямую "обратную связь", что типа, "а где же обещанная практика?" и "почему примеры про российскую розничную компанию, в то время как мы - английская софтверная и ситуаций у нас таких нет? ответ был: "Ага, спасибо за комментарий." (я так понимаю, главное деньги заплатили, а нравится-ненравится ваше дело).

Вывод: Для российских разработчиков софта российский же коучинг нужен и не нужен одновременно. Парадокс, но это так и вот почему:

- больше половины IT-руководителей не задумывалась о том что руководитель должен чему-то учится, ему казалось, что раз его назначили - то он уже умный, зачем изучать что-то еще?
К тому же руководство воспринимается неотделимо от человека, как врожденная черта или харизма - или Акакий Акакиевич или Дэвид Бэкхэм, или руководит или нет.

- российский коучинг не готов предоставить специфику руководителям разработки и вообще что-то, выходящее за рамки "MBA за 21 день", но, как я уже написала, оказывается - это уже кое-что.

Что касается лично меня, то меня такой тренинг не вдохновил, похитив 2 дня жизни.
Провести тренинг, даже без специфики разработки, можно было лучше - просто дав пркатики. Банально, если бы мы два дня водили хоровод - и то больше бы подружились и побольше бы узнали друг друга, чем так сидеть и слушать.

Так что, хоть я и признаю, что коучинг, видимо, единственный способ заставить руководителя задуматься о подходах к, собственно, руководству, но, также, считаю, что продукт такого качества можно "загнать" только российской фирме, а продать Микрософт такой тренинг, думаю, не удалось бы. Тут явно нужен левел-ап.

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

На западе тренинги - целая индустрия. Тут этим занимаются большие компании, которые дорожат своим имиджем и они не будут делать плохие тренинги, т.к. после плохого фидбека к ним больше эта кампания не обратится.

Да, нормальная практика - это заполнить фидбек после каждого тренинга: общая оценка, что хорошо, что плохо, что добавить, что убрать. Думаю, такой фидбек очень важен для самих презентаторов, чтобы постоянно иметь этот Level up.

mr-jumper комментирует...

Шарлатанов везде хватает. Нужно было программу самим писать. Может тогда бы не прокололись.

Omega комментирует...

to bishop: ага, наверное было бы полезно собрать фидбэк, и, может, можно было бы собрать ожидания до тренинга и подзаточить под фирму как-то

to Sergey: а вообще, существует практика составления программы самим? зачем тогда тренер? ;-)

Kirill V. Lyadvinsky комментирует...

А как называется компания, проводившая тренинг? (ну чтобы к ним не обращаться :)

И, кстати, интересно, сколько стоил такой тренинг, если не секрет (я заметил только, что больше 200 руб.)?

Omega комментирует...

to Sergey: шарлатанства не было, речь об полезности услуги

to jia3ep: если будете выбирать, пишите на мыло - пришлю инфу, которую сами разузнали в процессе выбора

Kirill V. Lyadvinsky комментирует...

omega, напишу, если будем выбирать.

Просто инетересно, почему не написать цену тут? Неужели это коммерческая тайна? :)

Вот, например, вводный курс разработчика Windows CE стоит 70000руб. на человека в Москве.

Omega комментирует...

to jia3ep
цена не секрет, просто я ж не главный бухгалтер, лично счета не оплачиваю :)
Два тренинга, про которые я точно знаю, но которые мы не брали по тем или иным причинам, стоили - один 50 000р. за два дня, второй 100 000р за 2 дня.